Факторы, способствующие формированию виктимного поведения (группа риска) среди несовершенноелтних
1. Личностно – психологические факторы:
- особенности характера: замкнутость, нерешительность, высокий уровень тревожности, беспечность, подчиняемость, агрессивность, дефицит волевой активности.
2. Медицинские факторы:
- употребление алкоголя, наркотических или токсикоманических веществ;
- наличие психических расстройств (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.).
3. Социальные факторы:
- асоциальная семья;
- дисфункциональная семья (отсутствие прямых коммуникаций, доверия, запрет на выражение чувств, конфликты, отстраненность и неучастие родителей в жизни ребенка);
- патологические формы воспитания в родительской семье: гипоопека или безнадзорность, жестокое обращение, воспитание по типу «кумира» семье, «золушки»;
- конфликтные отношения со сверстниками (агрессивное поведение, отвержение сверстниками, унижение, насмешки, жесткое подчинение группе);
- неблагополучное материальное положение семьи.
4. Биологические факторы:
- подростковый возраст: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитациями; формирующееся сексуальное влечение;
- повышенная тревожность, возбудимость.
Профилактика виктимного поведения детей и подростков:
1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
9. Диагностика и коррекция детей и подростков, имеющих девиации в поведении, психологические отклонения, проблемы в семье.